+7 (495) 12-77-907

+7 (985) 23-07-115

+7 (926) 20-87-084

Ювелирные изделия под защитой спектрометров РФА

Ювелирные изделия под защитой спектрометров РФА 28 марта

Ювелирное искусство является одним из древнейших и широко распространенным видом декоративно — прикладного искусства.
   Ювелирные изделия — это различные украшения из благородных металлов и их сплавов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. К ювелирным изделиям относятся также изделия из недрагоценных материалов, выполненные с большим мастерством и отвечающие высоким эстетическим требованиям.

 


   К драгоценным (благородным) металлам относятся: золото, серебро, платина, а также металлы платиновой группы — палладий , иридий , родий, рутений и осмий.
   Золото словно самой природой предназначено для использования его в ювелирных изделиях — оно устойчиво к коррозии, пластично и однородно, встречается в чистом виде. Золото считается самым ковким металлом, из одного грамма золота можно выковать проволоку длиной в 2,4 км.
   Серебро – самый популярный драгоценный металл. Встречается в чистом виде, хорошо подходит к любому драгоценному и полудрагоценному камню.
   Платина считается самым устойчивым драгоценным металлам, она не изменяет свой цвет при высоких и низких температурах, устойчива к воздействию кислот. В платину оправляют наиболее драгоценные камни (например, бриллиант Кох-и-Нор, блистающий в короне королевы Великобритании). Высокая пластичность металла позволяет из одного грамма платины создать очень тонкую и прочную проволоку длинной около 2 километров. Из неё ювелиры создают красивые гибкие украшения блестящего белого цвета.
   Родий – серебристо-белый металл, используемый в качестве отделочного материала. Он обладает высокой прочностью, устойчив к коррозии. Именно поэтому, чтобы драгоценности прослужили не одному поколению, на них сверху наносят тонкий слой родия, который защищает их от царапин и придаёт яркий блеск.
   Иридий. Самостоятельно в производстве ювелирных изделий не используется, но его иногда добавляют к платине, что делает её почти в три раза тверже. 10% иридия, добавленного к платине, делают ювелирное украшение практически не изнашиваемым.
   Рутений редко используется в ювелирной промышленности. Его иногда добавляют к платине.
   Палладий самый пластичный из металлов платиновой группы. Он обладает высоким антикоррозийным свойством, не тускнеет, его хорошо добавлять к другим драгоценным металлам. В последнее время палладий активно используется в ювелирной промышленности. Он легкий, гибкий и легкоплавкий. Ювелиры успешно используют его для создания ювелирных шедевров.
   Осмий требует осторожности. Он легко окисляется в атмосферном воздухе и вызывает опасное раздражение дыхательных путей и слизистых оболочек человека. Поэтому в ювелирных изделиях не используется.

   Рентгенофлуоресцентные спектрометры контролируют качество ювелирных изделий.

   Подделка ювелирных изделий – необыкновенно выгодный бизнес. Они небольшого размера, но обладают весьма высокой стоимостью. Ни одна подделка не обойдется покупателю так дорого, как фальшивое ювелирное изделие. Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путем из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран.
  В производстве таких «золотых» ювелирных изделий используются не только разные способы разбавления золота другими металлами, но нередко продаются и такие украшения, в которых золота нет совсем. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием “томпак” – на глаз даже опытный ювелир не может отличить его от золота.
   На помощь приходят удобные портативные приборы анализа химического состава вещества – высокоточные рентгенофлуоресцентные спектрометры Elvax, которые часто используются в музеях, соборах, при изучении памятников архитектуры — везде, где необходим точный и быстрый анализ химического состава.
   ElvaX Jewelry Lab предназначен для выполнения высокоточного анализа драгоценных металлов и ювелирных изделий. Результат измерения через несколько секунд выдается в каратах и процентах.
   ElvaX Jewelry Lab позволяет также распознавать позолоту и другие покрытия, а также нестандартные сплавы. Управление прибором может осуществляться как автономно с помощью встроенного сенсорного дисплея, так и через персональный компьютер с использованием программы ELvaX.

   Последовательность измерения

 


Цвет ювелирному золоту придают лигатуры.

   Природный цвет золота — желтый с ярким блеском. Но для ювелирных изделий чистое золото не подходит — оно слишком мягкое. Чтобы ювелирное изделие служило не одно поколение, к чистому золоту для прочности и долговечности добавляют лигатуру — дополнительные металлы. Таким образом, ювелирное золото представляет собой сплавы с различным содержанием в них золота.
   Цвет разновидностям ювелирного золота придают именно лигатуры. Поэтому золото может быть не только жёлтым, но и белым, и розовым, а ещё зеленым, коричневым, синим и черным. Жёлтое золото не более «настоящее», чем, например, белое или синее. Процентное содержание золота в них может быть одинаковым. Если изделие, например, 585-ой пробы, то содержание золота и в желтом, и в розовом, и в синем сплаве будет одинаковым — 58,5 %; а в 750-ой пробе — соответственно, 75 %, при любом цвете лигатуры.
   Самое привычное для нас жёлтое золото. Его получают, добавляя в чистое золото медь и серебро, которые и придают желтому ювелирному золоту различные оттенки. Наши отечественные изделия обычно имеют красноватый оттенок — в них больше меди (это делает их прочнее), а европейский лимонный цвет золота получается из-за преобладания в сплаве серебра.
   Розовое (или красное) золото получают при добавлении к золоту меди и цинка.
  
   Добавление платины, никеля или палладия делают золото белым с очень выраженным ярким блеском.
   Зеленое золото получается при добавлении к золоту калия, рубидия или серебра в определенной пропорции.
   Фиолетовый оттенок золоту придает добавление алюминия с палладием.
   Добавление индия — даёт редкий голубой цвет
   Добавление хрома и кобальта делает золото чёрным.



   Быстрый экспресс- анализ ювелирного изделия можно провести с использованием ручного рентгеофлуоресцентного спектрометра Elwax Prospector в любом помещении и в полевых условиях.
   Ручной спектрометр ElvaX ProSpector — новейшая разработка Компании ЭЛВАТЕХ в области энергодисперсионной рентгеновской спектрометрии.
   Питание прибора осуществляется от литиевого аккумулятора, заряда которого хватает на 8 часов непрерывной работы.
   Встроенный (или сменный) карманный персональный компьютер используется для управления набором параметров анализа непосредственно в процессе измерения.
   Время измерения – до 20 секунд. Диапазон определяемых элементов – от Mg до U. Результат выдаётся на экран компьютера.
   В работе ручной спектрометр ElvaX ProSpector прост и не требует специальной подготовки


   Драгоценные камни

   Драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, синие сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в естественном и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования, а также синтетические камни, выращенные в искусственных (аналогично природным) условиях. Они по всем параметрам идентичны природным драгоценным камням.
   Природные минералы, из которых получают драгоценные камни, образуются в горных и осадочных породах. Любой драгоценный камень создается в природе в индивидуальных, неповторимых условиях – почвы, температуры, наличия примесей и других особенностей. В результате действий этих условий драгоценный камень получает индивидуальную окраску, мелкие изъяны и трещинки, прожилки и посторонние включения.
   Каждый драгоценный камень состоит из определенного химического состава, который отражается в его химической формуле. Различные примеси, входящие в состав минерала, не отражаются в его химической формуле, являются акцессорными и называются — спутниками. Эти примеси оказывают своё влияние на свойства камня, например на его твёрдость, и цвет и играют большую роль, когда требуется определить месторождение драгоценного камня.
   Именно это делает его единственным в своем роде. Эти особенности уникальны для каждого месторождения. Они являются своеобразным паспортом драгоценного камня, по которому можно определить, где его добыли.
   Все эти особенности может выявить спектрометр РФА.
   Алмаз — это кристаллическая форма чистого углерода, которая возникла в глубоких недрах Земли, при исключительно высоких давлении и температуре. Эти уникальные условия создали самый твердый и износостойкий, самый блестящий и неподверженный времени самоцвет. Слово "бриллиант" обозначает название вида огранки алмаза. На протяжении столетий проб и ошибок огранщики научились таким образом использовать показатель преломления камня, чтобы свет на его гранях переотражался и рассеивался в разные стороны. Благодаря такому эффекту бриллиант сияет всеми цветами радуги.
   Группа корундов, к которой относятся рубин и сапфир, описывается простой химической формулой — Аl2O3. Абсолютно чистый корунд бесцветен, но в природе он почти всегда окрашен в различные цвета.
   Хром и Ванадий, которые в составе корунда являются акцессорными элементами, придают рубину насыщенный красный цвет.
   Титан и железо в составе корунда придают сапфиру синий цвет, а зелёный, жёлтый и розовый цвета сапфира образуются другими элементами-спутниками.
   Наиболее ценным считается сапфир бархатистого васильково-синего цвета.
   Разновидностью минерала является звёздчатый сапфир — проявление астеризма, при котором возникает эффект шестилучевой звезды.


   Изумруд — прозрачная разновидность берилла, окрашенная примесью хрома или оксидом ванадия с примесью оксида железа (южноафриканский изумруд) в красивый травяно-зелёный цвет.
   Своим характерным цветом минерал обязан хрому, в темных камнях его содержание достигает 0,6%. Прозрачными являются только изумруды наивысшего эталонного качества, однако они часто бывают замутнены различными включениями газа, пузырьков и жидкости, а также залеченными трещинками, точечными вкраплениями других минералов, захваченных кристаллами изумруда в процессе их роста. Именно по минеральному составу содержащихся включений в изумруде определяют, из какого месторождения был добыт данный экземпляр.
   Для каждого месторождения характерна своя формула изумруда. Изумруды рождаются в полостях горных пород, промываемых горячими растворами минеральных солей. Самыми красивым являются колумбийские изумруды, образовавшиеся в горных породах, промываемых богатыми хромом термальными водами.
   Не всем изумрудам «повезло» расти на таких богатых хромом термальных водах, как колумбийские изумруды, которые радуют человечество красивейшими зелеными бериллами с ярким внутренним отсветом.
   Для большинства месторождений характерны изумруды, содержащие атомарное железо. Если атомы алюминия в кристаллической решетке заменяются ионами железа, изумруд получает голубоватый оттенок. Такие изумруды добывают на месторождениях Азии.
   В отличие от синтетического изумруда в натуральном драгоценном изумруде присутствуют включения микрочастиц слюды, которые обусловливают искристость изумруда, и этот признак невозможно подделать.
   Александрит представляет собой разновидность минерала хризоберилла. Очень редкий и дорогой драгоценный камень, который отличается способностью изменять окраску от зеленой при дневном свете до вишнёво-фиолетовой или лиловой малиново-красной при вечернем электрическом.
   В составе преобладают железо, титан и хром, благодаря ионам последнего минерал и способен менять цвет. Иногда в составе можно обнаружить ванадий, который также влияет на цвет.
   Впервые александрит был обнаружен на Урале. Своё название минерал получил в честь русского царя Александра II и подарен ему в день его 18- летия.

   Синтетические (искусственные) камни

   Синтетические камни создаются в лабораторных условиях. По химической формуле они являются стопроцентным аналогом натуральных драгоценных или полудрагоценных камней, хотя и были созданы искусственно. Их основные характеристики – параметры прочности, оттенки цвета, структура кристаллов соответствуют природным аналогам. Процесс «изготовления» синтетических камней происходит при определенных условиях температуры, давления и взаимодействия различных химических веществ.
   Лабораторные условия позволяют использовать один синтетический камень для нескольких видов драгоценных камней. Например, синтетический корунд может превратиться как в синий сапфир, так и в красный рубин – в зависимости от добавления того или иного оксида металла в процессе создания.
   Ученые сумели синтезировать различные виды камней – алмаз, рубин, сапфир, изумруд, опал и другие. Главное отличие всех синтетических камней – практически полное отсутствие включений и изъянов, так как они были созданы по единой схеме в жестких лабораторных условиях.
   В природе любой драгоценный камень создается в индивидуальных, неповторимых условиях на протяжении длительного времени. Именно это делает его неповторимым и уникальным, и поэтому ценным.

   Отдельную группу драгоценных камней составляют рукотворные камни, которые не считаются аналогами природных камней, а являются результатом разработок учёных.
   К ним относятся фианиты, кристаллы Swarovski, ситаллы и сапфировое стекло.
   Фианит — это камень, рожденный по воле человека.
   Перед Физическим институтом Академии наук СССР (ФИАН) была поставлена задача — создать соответствующие материалы для изготовления лазера. В числе нескольких минералов был синтезирован и прозрачный оксид циркония с особой формой кристаллической решетки. Некоторое количество кристаллов оказались невостребованными из-за недостаточного для лазера качества. Работники разобрали эти красивые камни на сувениры.

  . Именно эти камни и попали впоследствии в Европу.

   В 1969-м году, совершенно внезапно, без всяких известий о разработке новых месторождений, западный рынок наполнился крупными бриллиантами неплохого качества. Так как они были несколько дешевле обычного, то быстро приобретались новыми хозяевами.
   В конце концов выяснилось, что эти сверкающие искусственные кристаллы были завезены из СССР.
   Проведенное полицией расследование показало, что инициативная группа, вдохновленная успехами советских физиков, организовала подпольную мастерскую по огранке новых кристаллов и наладила канал сбыта своей продукции на запад.
   Удачный опыт подпольных ювелиров был взят на вооружение государством. Вскоре витрины ювелирных магазинов Советского Союза засверкали новыми драгоценными камнями, гордо носившими имя прославленного академического института.
   Товарный фианит производился килограммами. Отечественная промышленность получила красивейший камень высокого качества, напоминающий синий сапфир, лиловый аметист, топаз всех природных оттенков, ярко-желтый цитрин, алый гранат, розовую шпинель.
   Ярко красный фианит заменил собой рубин редчайшего качества. Все оттенки формировала не природа, а специальные красители.
   Кроме того, производили ювелирный фианит, цветовая гамма которого не была характерна для природных камней. Необычно красивые оттенки фианита вдохновляли художников создавать ювелирные украшения необычайной эмоциональной выразительности.
   Рекламные фото ювелирных изделий из фианита прославляли на весь мир достижения советских ученых.
   Обиженные капиталисты, купившие технологию производства фианитов у Советского Союза, встали в позу, и называть минерал его законным именем отказались – и отказываются до сих пор.

   Кристаллы Сваровски — это обработанные и ограненные кристаллы из сверхпрозрачного хрусталя, которые имитируют драгоценные камни.
   Изобретателем кристаллов является инженер Даниэль Сваровски. Он родился в 1862 году на родине знаменитого богемского стекла, на севере горной Богемии.


   Кристаллы Swarovski не являются природным хрусталем. В 1911 году Даниэль Сваровски создаёт наилучший состав исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя, обладающего ярким блеском и высокой прозрачностью.
   До настоящего времени этот технологический состав является тайной компании и хранится в строжайшем секрете. Высокое качество кристаллов Swarovski позволило рассматривать их как альтернативу драгоценным камням и бриллиантам с меньшей стоимостью.
   К кристаллам Сваровски применяются те же виды огранки, как и к природным драгоценным камням. Даниэль Сваровски осуществил свою мечту – «создать бриллианты для всех».

   Ситалл или наноситал — камень 21 века. Эту новинку разработали российские ученые. Название «ситалл» произошло от слияния двух слов — силициум (Si-кремний) и алюминий. Ситалл— это новый уникальный материал, синтезированный в лаборатории из компонентов натуральных ювелирных камней. Поэтому он сходен по всем химико-физическим свойствам с натуральными минералами.
   Ситалл —кристально прозрачный камень с широким спектром всевозможных цветов. Это позволяет воссоздать почти все драгоценные и полудрагоценные камни: аметисты, изумруды, корунды, топазы, сапфиры, цирконы, гранаты, хризолиты и прочие.
   Процесс изготовления ситалла напоминает стеклокерамику. Стекло обладает природным свойством со временем кристаллизоваться. Именно его и взяли учёные за основу при создании ситалла. Ситалл состоит из малейших кристалликов, поэтому по плотности приравнивается к стали. На один миллиметр кубический приходится несколько биллионов мельчайших кристаллов. По твёрдости (8 баллов) он уступает только бриллианту. Камень обладает высокой теплопроводностью, растопить его в домашних условиях невозможно. Этого добились благодаря литию, алюминию и минеральному сырью, которые вводят в состав. Он не теряет свой первоначальный вид со временем, у него высокая износоустойчивость. Выдерживает температуру более 1000 градусов.
   Технология изготовления ситалла использовалась при выливании рубинового стекла для кремлёвских звёзд в Москве.
   Свойства ситалла можно регулировать, добавляя в его состав те или иные элементы, например, доломит, перлит, медь, серебро. Поэтому ситалл широко используется в машиностроении. Он является прекрасным электроизолятором, достаточно прозрачный, подходит для изготовления светофильтров, линз, зеркал.
   Это также прекрасный материал для покрытия металлических деталей. С такой защитой металл не ржавеет и обладает красивым внешним видом. Трубы с ситалловым покрытием используются в нефтеперерабатывающей сфере.
   Ситалл с элементами лития и алюминия применяется в стоматологии (для изготовления пломб).

   Сапфировое стекло
   Отечественное сапфировое стекло используется в американских смартфонах! В 2015 году Apple заключили контракт с российской фирмой «Монокристалл», производящей сапфировое стекло.
   В это практически невозможно поверить, но в городе Ставрополе – центре сельского хозяйства, среди старых многоэтажек и продуктовых магазинов делают искусственные сапфиры, и еще больше удивляет тот факт, что это крупнейший производитель подобных изделий в мире. Предприятие носит название «Монокристалл»
   К 2017-му году «Монокристалл» за счет масштабных заказов «захватил» 30% мирового рынка сапфирового стекла.
   Официальное название этого вещества - монокристаллический алюминий. И на самом деле это совсем не стекло, а кристалл. Сапфировое стекло однокомпонентное. Рабочий материал – это сплошной срез кристалла сапфира. В лабораториях «Монокристалла» отмечают, что выращивая сапфир важно контролировать построение атомов, его слагающих. Известно же, что и драгоценный алмаз и бросовый графит состоят из углерода. Они отличаются разным строением кристаллической решетки.
   Особенно сложно соблюсти ее правильное построение при выращивании кристаллов-гигантов. В «Монокристалле» поставили рекорд – получили 300-килограммовый сапфир. Это прорыв в технологии, так как гигантские срезы стекла прочат скачок в развитии высоких технологий.
   Первое в мире применение сапфирового стекла было сделано для часов. И это предложение до сих пор остается актуальным.
   У сапфирового покрытия исключительная прозрачность, не искажающая показатели циферблата. При этом минерал, как и полагается самоцвету, красиво искрится и поражает твердостью. По шкале Мооса ему присвоено значение 9.
   Вторым эффективным применением сапфирового стекла стали светодиоды. Началось всё с подсветки кнопок на сотовых. Потом перешли на светодиодные экраны. Сапфировое стекло на часах не дает экономии энергии. Но в светодиодах самоцвет заметно уменьшает расход ресурса. Именно это явилось причиной увеличенного срока работы ноутбуков без подзарядки. До использования сапфировых светодиодов львиная доля энергии тратилась на подсветку экранов.
   Тонкие телевизоры, более тонкие мониторы компьютеров, большая автономность ноутбуков и телефонов – всё это стало возможным за счет применения в новых технологиях светодиодов, в которых основополагающим элементом был сапфир. Испытанные новые светодиодные лампочки показали превосходные результаты - при идентичной осветительной способности, она в 8 раз превосходит лампочку «Ильича» по энергоэффективности.
   В настоящее время сапфировое стекло используются, в первую очередь, в часовой промышленности. Но в ближайшее время оно также будет использоваться как покрытие экранов смартфонов, ноутбуков и других электронных устройств.

   Он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла.

   Имя Lalique (Лалик 1860-1945) давно стало синонимом хрустальных шедевров. Хрусталь «Lalique» завоевывал сердца почитателей особым характером изделий в стиле ар-нуво, основоположником которого и был Рене Жюль Лалик (René Jules Lalique).
   Это неповторимый «флореальный» дизайн и изысканная роскошь, которые стали классикой XX столетия.
   Его ювелирные изделия котируются как произведения искусства и на аукционах стоят почти столько же, а порой и больше. Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла.



   В своих украшениях Рене Лалик сочетал: золото, слоновую кость, стекло, дерево, металл, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Это позволяло ему передавать в своих ювелирных шедеврах всю глубину и тональность мира флоры и фауны.
   Природа будто замирала на мгновение в его творениях. Вдохновение он черпал в трех направлениях: Flora, Faune, Femme (флора, фауна, женщина). Он тонко чувствовал и органично сочетал эти три направления, умело воплощая все детали в изделиях.
   Когда Рене был ещё совсем неизвестным, он приносил свои эскизы знаменитым Картье и Бушерону. Они охотно покупали его рисунки за бесценок и на их основе выпускали свои новые модели. Знаменитых мастеров привлекала в рисунках молодого Рене Лалика удивительная тонкость стиля, граничащая с дерзостью и наивностью – то неуловимое чувство времени и природы женской загадки.
   Именитые мастера поначалу скрывали, кто истинный автор этих чудесных украшений, но вскоре он сам открывает собственный небольшой бутик и сразу же становится общим любимцем как светских красавиц и аристократок, так и очаровательных служанок и горничных.
   Рене Лалик был настоящим революционером в ювелирном искусстве. Он смело экспериментировал в работе с цветными камнями, различными сплавами металлов и эмалями. Его имя в истории мирового ювелирного искусства стоит в одном ряду с самыми прославленными мастерами: Карл Фаберже (Россия), Фредерик Бушерон и Луи Франсуа Картье (Франция), Луи Тиффани (США).

   Полудрагоценны камни – это природные минералы, которые используются для украшения ювелирных изделий. Это аквамарин, аметист, турмалин, гранат, опал, бирюза, топаз, и др.
   Поделочные камни подразделяют на твердые (твердость 5,5-7) – родонит, яшма, агат, лазурит, нефрит; средней твердости (3,0-4,0) – малахит, мрамор; мягкие – гипс, селенит.
   Сама природа является великим художником! Она создает неповторимые по своей красоте камни всех цветов радуги, и все тончайшие оттенки цвета. Прозрачные и полупрозрачные, с потрясающими узорами, и настоящие пейзажи на камне. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней и отразить красоту самой природы в камне.
   Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.
   В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка точно определить время зарождения камнерезного искусства очень сложно, так как традиции этого искусства существуют уже тысячи лет. В Китае среди археологических находок 3-1 тысячелетий до н. э. найдены образцы изделий из нефрита.
   Считается, что в России камнерезное искусство зародилось в начале 18 века на Урале, когда Пётром I был назначен Татищев В.Н. горным начальником уральских и сибирских заводов. В это время в результате бурного развития строительства в Петербурге и его окрестностях появился спрос на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора, который обеспечивали уральские камнерезы. Примерно в то же время, вслед за Уралом, началось активное развитие обработки камня и в самом Петербурге на созданной Петергофской гранильной фабрике.


   Всё это послужило началом целенаправленных поисков и освоения самоцветных месторождений. Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика превратилась в мощное предприятие по переработке самоцветов. Удивительные по красоте произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Богатство Уральских гор самоцветами сделало Екатеринбург одним из крупнейших мировых центров, где рождаются шедевры камнерезного искусства.
   После участия России во Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году об уральских самоцветах узнали и полюбили их во всем мире.
   В настоящее время русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире. Традиционным для камнерезного искусства является сочетание камня с металлом.

   Глиптика — это искусство резьбы по цветным и драгоценным камням. Произведения глиптики называются "геммами". Различают геммы с врезанными, углублёнными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи)..
   Искусство резьбы по камню известно с древности. В Месопотамии геммы делали ещё в IV тысячелетии до нашей эры. Особенно популярны геммы были в Древней Греции (с VI века до н. э.) и Древнем Риме. Часто мастера использовали сардоникс (разновидность агата), имеющий слои различной расцветки. Также в производстве гемм применялся агат, гематит, гранаты, сердолик, морские раковины.
   Античные геммы украшали застёжки на одежде, они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду жрецов, царей и знати, их носили как медальоны в оправе из драгоценных металлов. Многослойность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Наиболее популярными были камеи, которые ценили за тонкое изящество, отточенность форм, красоту и совершенство.
   Родом камеи из Александрии, города, основанного Александром Македонским в 322 году до н. э. Именно здесь, в устье реки Нила, умелыми руками греческих мастеров создавались великие шедевры глиптики – камея с портретами Птолемея II и Арсинои, «кубок Птолемея», знаменитая «чаша Фарнезе» и многие другие шедевры. К сожалению, история не сохранила имена этих великих мастеров глиптики.
  
  Созданные мастерами по заказам могущественных мира сего изделия, сохранившиеся до наших дней, поражают своей красотой и тонким художественным вкусом.


  На создание одной камеи уходили годы непрерывного труда. Мастеру нужно было заранее выбрать подходящий камень, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, чтобы воплотить задуманное изображение в гемме. Однако резчики воспроизводили в камне многие античные картины, создавая своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии навсегда утраченных картин великих художников – живописцев. Навеки ушли шедевры архитектуры и скульптуры, без следа исчезли картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.
   В России первые геммы начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена их коллекционированием. В результате, в России появилось множество работ из Рима и других мест. Императрица скупала многие коллекции целиком, например в 1787 – коллекцию герцога Орлеанского, одну из самых известных в Европе. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.
   После Екатерины II коллекция Эрмитажа вплоть до 1917 года пополнялась из коллекций российской знати. Лучшими коллекциями камей считаются коллекции Эрмитажа, Парижа, Вены.
   Пополнение коллекции происходит и сейчас. Этому способствуют не только археологические экспедиции, в коллекцию передаются известные собрания гемм от учёных-минералогов. В настоящее время в Эрмитаже хранится примерно 20 000 гемм
   Особое место в коллекции Эрмитажа занимает всемирно-известная камея, под названием «Камея Гонзаго» – прекрасный образец живописи на камне. Эту камею в 1814 году подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. Камея была создана в III в. до н.э. неизвестным мастером в Александрии. На ней рельефно изображены монархи  Египта – Птолемей II и его жена Арсиноя.
   В последнее время геммы стали пользоваться популярностью. Их вырезают не только из сардоникса, но также из других драгоценных минералов , вырезают на кристаллах драгоценных камней.
   Как и в ушедшую Викторианскую эпоху, геммами украшают подвески, броши, кольца-перстни, заколки для волос. Мастера глиптики выбирают наряду с античными и современные сюжеты.
   А знаменитая швейцарская часовая компания Breguet использует технику глиптики в своих часах Reine de Naples. В 1812 году наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат, которая была младшей сестрой Наполеона и женой его маршала Мюрата. Часы Брегет в своё время носили: Уинстон Черчилль, Принц Уэльский, Оноре де Бальзак, Стендаль, королева Мария-Антуанетта, Наполеон Бонапарт, Жозефина, король Людовик XVI, русский царь Александр I, царица Александра Федоровна, Александр Пушкин и многие другие персоны. И в России многие известные политики и бизнесмены носят часы Брегет.
   Те первые часы, конечно не сохранились, но по описаниям, находящимся в архивах компании, их дизайн был восстановлен. И уже почти 10 лет часы «Королевы Неаполя» снова отсчитывают время. Появились различные варианты этих часов.
   А в 2012 году, в канун двухсотлетия модели, марка Брегет выпустила уникальную версию часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, образ Георгия Победоносца, профиль А.С. Пушкина. Барельеф выполнен в верхней части циферблата из морской раковины, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка сделана из сапфирового стекла. Все перечисленные часы были созданы только в одном экземпляре.
   В современной России есть и свои мастера глиптики. Таким образом, глиптика становится снова популярной, и прекрасные изделия в технике камеи или инталии являются желанными в коллекциях ювелирных украшений.
   Шедевры, созданные гениальными мастерами — ювелирами всех стран— украшают лучшие музеи мира.



← вернуться в раздел